Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

www.panor.ru - Статья в журнале «Автотранспорт» № 10, октябрь 2009 г.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦТРАНСПОРТОМ АЭРОПОРТА

Проблема эффективного управления в современных российских условиях является одной из наиболее острых. Несовершенство существующих бизнес-процессов или отсутствие их четкой формализации, а также слабое использование информационных и аналитических систем приводит раздуванию административного аппарата на предприятиях, хищениям финансовых и материальных средств, снижению прозрачности хозяйственной деятельности и в конечном итоге является тормозом развития компании. Практика показывает, что, к сожалению, на крупных предприятиях внедрение инновационных методов управления и автоматизация документооборота в автотранспортном подразделении происходит в последнюю очередь. Особенно это очевидно в компаниях, имеющих смешанные парки транспортных средств, такие как, например, авиакомпании и аэропорты.

Первая половина 2009 года показала, что экономический кризис существенным образом отразился на рынке авиаперевозок в России. Так по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП) отмечается снижение пассажиропотока порядка 20% и грузопотока порядка 30 % (Таблица 1). Показатели работы по 10 крупнейшим аэропортам нашей страны также свидетельствуют о снижении количества перевезенных пассажиров (Таблица 2). Очевидно, что это не могло не сказаться на формировании доходной части финансовой статистики.

Показатели работы по видам сообщений

Таблица 1.

Показатели работы по аэропортам

Таблица 2.

Как известно, доходы аэропортов складываются из доходов от неавиационной (сдача площадей в аренду под рестораны, магазины, услуги парковки автомобилей и пр.) и доходов от авиационной деятельности. Доходы от авиационной деятельности формируются за счет аэропортовых сборов. Перечень и величина аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов устанавливается и регулируется государством. Среди них существуют тарифы за техническое обслуживание воздушного судна, которые обеспечивают следующие услуги аэропорта

  • буксировка воздушного судна;
  • обслуживание санузлов;
  • заправка питьевой водой;
  • очистка от снега и льда;
  • заправка авиадвигателей маслом;
  • заправка системы кислородом;
  • заправка системы азотом или сжатым воздухом;
  • проверка и дозаправка гидросистемы;
  • обеспечение воздушного запуска авиадвигателей;
  • обеспечение слива АвиаГСМ;
  • предоставление специальных технических и транспортных средств.

Тарифы устанавливаются на 1 час использования или 1 километр пробега по типам (маркам) специальных технических и транспортных средств. Плата определяется на основе установленного тарифа и времени (расстояния) использования соответствующих технических или транспортных средств.

Большинство аэропортов имеют в эксплуатации довольно обширные парки (от нескольких десятков до нескольких сот единиц) транспортных средств, которые включают в себя автомобили общего назначения, прицепы и полуприцепы, специальные автомобили, самоходные машины и механизмы. Очевидно, что определение затрат при эксплуатации аэродромных машин прямо влияет на рентабельность работы аэропорта. Основными статьями калькуляции себестоимости автотранспортных услуг являются следующие:

  • топливо для автомобилей всех типов;
  • смазочные и прочие эксплуатационные материалы (масла для двигателей, трансмиссионные масла и прочие материалы);
  • техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;
  • восстановление и ремонт шин;
  • заработная плата водителей и механиков;
  • амортизация подвижного состава;

Практика показывает, что в современных условиях затраты на ГСМ могут составлять 50 и даже 70% от общей величины расходов на эксплуатацию автотранспорта. Очевидно, что этому вопросу надо уделять наиболее пристальное внимание. Однако, ввиду того, что часто учет путевых листов и заправочных ведомостей на выдачу топлива до сих пор еще ведется в ручном режиме без использования специальных информационных систем, расчет реальных издержек на горючее может быть очень трудоемким и содержать различные погрешности.

Нормы расхода топлива автомобилей и порядок их применения в нашей стране регламентируются государством. Это связано с порядком определения себестоимости транспортных работ, расчетами по налогообложению предприятий, планированию потребностей предприятий в обеспечении ГСМ и др. В методических рекомендациях Минтранса России АМ-23-Р от 14.03.2008 для расчета норм расхода топлива предписывается использовать около 30 различных коэффициентов для различных условий эксплуатации. Например, у микроавтобуса ГАЗ-32213 «Газель» (13 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-М) базовая норма расхода топлива 16,9 л/100 км. Этот автомобиль на практике может работать в городском режиме, на перроне и ездить по трассе. Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Формула расчета расхода топлива
  • где Qн – нормативный расход топлив, л;
  • Hs – транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
  • S – пробег автобуса, км;
  • Hот – норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
  • T – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
  • D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Таким образом, при движении по трассе применяется норма 16,9 л/100 км. При движении в городе с населением 1-3 млн. человек применяется поправочный коэффициент 20 % и норма расхода топлива будет 20,28 л/100 км. На перроне действует ограничение скорости 40 км/час и малые радиусы поворотов, поэтому поправочный коэффициент может достигать 30 %. Соответственно, норма расхода топлива будет почти 22 л/100 км. При этом по одному путевому листу микроавтобус может работать как на перроне, так в городе, так и на трассе. Следовательно, при таксировке диспетчер должен на каждом участке движения рассчитать соответствующий расход горючего.

На аэродромах применяются поливомоечные машины различных типов, например КО-713. Нормы расхода топлива для таких спецавтомобилей определяются Госстроем РФ. В частности для автомашин КО-713 на шасси ЗИЛ-130 установлены следующие нормы расхода топлива

  • на транспортное движение, л/100 км – 35,8;
  • на работу машины с плугом, л/100 км – 60,8;
  • на работу машины с плугом и щеткой, л/100 км – 73,6;

Таким образом, при закрытии путевого листа для данного типа автомобиля диспетчеру также может быть необходимо использовать разные нормы расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации.

Целый ряд аэродромной спецтехники имеет два двигателя. Например, универсальный моторный подогреватель УМП-350, смонтированный на шасси ЗИЛ-131. УМП-350 предназначен для подогрева двигателя воздушного судна перед запуском, а также воздуха в кабине экипажа и в салоне. Основной двигатель использует бензин марки АИ-80, расход которого учитывается по пробегу. Дополнительный двигатель использует топливо ТС-1, расход которого учитывается по моточасам.

Очевидно, что без использования специальной информационной системы управления автопарком, трудоемкость ведения путевой документации крайне велика, а точность расчетов затрат на ГСМ будет оставлять желать лучшего. Кроме того, определенный отпечаток накладывает влияние так называемого «человеческого фактора». К сожалению, квалификация диспетчеров по учету путевых листов во многих предприятиях крайне низкая. Нередки случаи, когда сотрудники автотранспортного подразделения в категорической форме отказываются вести учет в информационной системе. Это объясняется отсутствием навыков работы с компьютером и нежеланием обучаться. Следует отметить, что внедрение системы управления автопарком позволяет вскрыть случаи хищения топлива, а также расходных материалов и запасных частей. Значительно повышается прозрачность формирования затрат на эксплуатацию автотранспорта, а, следовательно, становится более отчетливым представление о тарифной политике.

Следующим этапом повышения эффективности автотранспортного цеха является переход от учета затрат к их планированию. Очевидно, что гараж наземной техники является вспомогательной структурой, функционирование которого зависит от авиационной деятельности аэропорта. Как было сказано выше, каждое воздушное судно на стоянке обслуживает некоторое количество специальной техники – тягач, автолифт, автотрап, ассенизаторская машина, топливозаправщик и пр. (Рис. 1). Все самолеты осуществляют рейсы согласно расписанию. Таким образом, из расписания рейсов можно предварительно определить, сколько единиц наземной техники понадобится в тот или иной день, в то или иное время. Это позволит рассчитать потребность гаража в количестве специальных автомобилей, в количестве ГСМ, а также спланировать ТО (Рис. 2).

Современный мир сейчас трудно представить без логистики. Однако, логистический подход как и все инновации не всегда легко находит дорогу на предприятиях. Необходимо отказываться от устаревших бизнес-процессов, повышать качество управления. Кризис дает возможность увидеть неэффективные методы и модели ведения бизнеса. Только внедрение передовых технологий позволит предприятиям преодолеть негативные последствия спада в экономике, а некоторым и улучшить свое положение.

Каждый самолет на стоянке обслуживает определенное количество специальных автомобилей

Рис. 1. Каждый самолет на стоянке обслуживает определенное количество специальных автомобилей

Планирование эксплуатации ТС аэропорта

Рис. 2. Планирование эксплуатации ТС аэропорта

Опыт эксплуатации КИС АТ в таких предприятиях как ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» (а/п Домодедово), ЗАО «Аэромар» (а/п Шереметьево), ОАО «Аэропорт Архангельск» (а/п Талаги) показал, что:

  • Информационная система позволяет эффективно контролировать расход ГСМ. Таким образом, значительно затрудняется хищение топлива.
  • Становится прозрачным движение запасных частей и расходных материалов. Повышается исполняемость заявок на закупку запчастей отделом материально-технического снабжения, а, следовательно, уменьшается простой техники по причине отсутствия деталей.
  • Использование информационной системы позволяет своевременно проводить планирование ТО, таким образом повышается коэффициент технической готовности автотранспорта.
  • Значительно сокращается трудоемкость ведения документооборота, что является предпосылкой к оптимизации численности диспетчеров и техников по учету.
  • Появилась возможность проводить анализ себестоимости транспортных услуг и оценку рентабельности.

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел/факс: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru