Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

www.eg-online.ru - Статья в газете «Экономика и жизнь» № 26, июль 2008 г.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА

При встрече на вопрос, «Как дела?», «Как бизнес?», коротко бросают, «Ничего!» Чтобы серьезно ответить, хотя бы самому себе, нужны показатели состояния «дел», которые можно измерить и сопоставить. И сразу возникают новые вопросы, какие показатели, как измерять, с чем сопоставлять и где их взять? Необходимы такие показатели и для оценки автотранспортной деятельности.

Наличие прибыли, заказов, загруженность работой не всегда является показателем эффективной работы. Применительно к автотранспортной деятельности значение имеют показатели эффективности доставки грузов и пассажиров, набор которых определяется конкретными целями планирования и экономического анализа, положением на рынке.

Система показателей эффективности будет различной для автопредприятий, занимающихся перевозками как основным видом деятельности, и автотранспортным подразделением комбината или завода. Но главное, что их объединяет, – стремление максимально эффективно и рационально использовать подвижной состав и организовать транспортный процесс.

Основные. 

Система показателей эффективности начинается с определения показателей использования имеющегося парка. Парк подвижного состава делится на списочный (инвентарный), технически исправный, находящийся в ремонте и на техническом обслуживании.

В свою очередь, технически исправный парк делится на парк подвижного состава в эксплуатации и технически исправный парк в простое. Аналогично оценивается использование автомобилей по времени.

Автомобиле-дни рассчитывают в целом по парку, по бригадам, а также по автомобилям той или иной марки. Если в течение учетного периода (месяц, квартал, год) автомобили поступают на предприятие и выбывают из него, то для оценки численности парка используется понятие среднесписочного парка.

Чтобы оценить, насколько эффективно организовано управление парком подвижного состава, используются коэффициенты:

  • технической готовности (КТГ),
  • использования (КИП),
  • выпуска на линию (на работу) (КВЛ).

Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельно взятого автомобиля, так и по бригадам и парку в целом за любой период времени.

Самым информативным показателем является коэффициент использования в рабочие дни (исключающий из расчета выходные и праздничные дни). Если по какому-то автомобилю он меньше нормативного значения, то необходимо проанализировать, по каким причинам так происходит. Этими причинами могут быть различные неисправности, отсутствие водителя или отсутствие работы и пр. Для анализа необходимо выявить соотношение простоев по каждой причине, чтобы принять меры по их устранению.

Коэффициент технической готовности предназначен для оценки службы предприятия, отвечающей за ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а также (частично) службы снабжения. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии.

При низких значениях этого коэффициента надо анализировать причины неудовлетворительного технического состояния парка и длительных простоев в ремонте: большой «возврат» автомобиля, низкая конструктивная надежность, низкая квалификация водителя, тяжелые условия эксплуатации. Исходя из анализа причин, принимается соответствующее решение. Своевременное обнаружение и устранение неисправностей, содержание автомобиля в исправном состоянии, умелое вождение его и соблюдение правил технической эксплуатации являются факторами, при помощи которых можно влиять на повышение коэффициента технической готовности.

Коэффициент выпуска на линию показывает степень использования подвижного состава. Он определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы автотранспортного предприятия. Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т. е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.

Дополняющие. 

Коэффициенты технической готовности и выпуска на линию относятся к числу общеупотребительных на автомобильном транспорте, но они, к сожалению, не дают полной картины для оценки эффективности управления парком. Специалистами разрабатываются предложения, которые пока широкого распространения не нашли. Несмотря на их относительно малую известность, они заслуживают внимания. Одним из таких предложений является учет в расчете коэффициентов также и грузоподъемности автомобилей. Тогда указанные коэффициенты будут показывать техническую готовность, выпуск на линию и использование в рабочие дни провозной мощности автопарка, измеряемой авто-тоннами (суммой произведений количества автомобилей определенной грузоподъемности на величину грузоподъемности).

Другим предложением является использование длительности рабочего дня и отнесение его к длительности суток. Тогда в расчет будут вводится не дни в эксплуатации, а часы, для подсчета которых надо просуммировать рабочие часы по каждому дню работы на линии. Вместе с тем надо иметь в виду, что для оценки длительности времени использования автомобилей в течение суток применяются другие показатели, в частности, длительность времени автомобиля в наряде.

Фактические и планируемые результаты работы автомобилей на линии оцениваются другими показателями. Основными характеристиками грузопотоков являются объем перевозок и грузооборот за конкретный период.

Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава является одним из основных показателей, определяющих эффективность транспортного процесса. Различают статический и динамический коэффициенты использования грузоподъемности. Динамический коэффициент использования грузоподъемности более точно учитывает соотношение груженых и порожних пробегов в течение смены. Он является более информативным чем, статический.

Транспортный процесс организован тем более эффективно, чем больший удельный вес в общем пробеге автомобиля имеет груженый пробег. В этом случае производят расчет коэффициента использования пробега за ездку. Если на марше имеется несколько пунктов погрузки и разгрузки, то используют коэффициент пробега на марше. Коэффициент использования пробега повышается, если организовать временные стоянки автомобилей в пунктах погрузки или разгрузки, обеспечить загрузку транспорта в обратном направлении. Структура грузопотоков может быть охарактеризована такими величинами, как средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки.

Производительность автопарка 

Повышение производительности автопарка является одной из основных задач, стоящих перед руководителем. Производительность парка в тоннах рассчитывается по следующей формуле:

Производительность автопарка

Из анализа показателей эффективности можно сделать вывод, что, например, повышение коэффициента использования пробега приводит к росту производительности в тоннах и тонно-километрах. А, например, с увеличением средней длины ездки производительность подвижного состава в тонно-километрах увеличивается, а в тоннах – уменьшается.

Также рост производительности может обеспечить повышение коэффициента технической готовности путем применения новой современной техники, своевременного и качественно ремонта, ТО и ремонта, бережливым отношением водителей. Повышение грузоподъемности достигается применением автомобилей с увеличенным объемом кузова при перевозке легковесных грузов, оптимальной укладкой груза в кузове.

Сокращение времени простоя под погрузкой-разгрузкой достигается повышение уровня механизации работ, а также эффективным планированием поступления подвижного состава на пункты погрузки-разгрузки. Изменение уровня показателей эффективности вызывает множество различных причин. Таким образом, тщательный анализ производственно-хозяйственной деятельности автопредприятия с помощью показателей эффективности позволит выявить скрытые резервы, выделить передовые и отстающие звенья в выполнении плана перевозок, повысить производительность автопарка, а, следовательно, обеспечить конкурентные преимущества, минимизировать затраты и увеличить прибыль.

Помощь компьютера 

Задачи, связанные с планированием перевозочного процесса и выбором оптимального варианта, характеризуется рядом особенностей, главным из которых являются многовариантность, ограниченность по времени для принятия решений (особенно при оперативном планировании), большое число практических ограничений и пр. Поэтому, может показаться, что приведенные выше рассуждения хороши для учебников, а на практике трудно реализуемы, главным образом из-за трудоемкости обработки больших массивов информации и отсутствия квалифицированных экономистов в автохозяйствах.

К счастью, сегодня не только всю «черную», трудоемкую работу, но и аналитическую выполняет компьютер. Главное ввести исходные данные, которые должны быть в путевом листе или в ремонтном листе, а дальше нажатием кнопки получить необходимую информацию в табличном или графическом виде. Сравнение показателей за различные периоды времени, их динамика характеризуют производительность, рациональность использования подвижного состава, оптимальность организации технологического процесса перевозки грузов, пассажиров. То есть, позволяет обстоятельно ответить на вопрос, «Как дела?»

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru