Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

www.eg-online.ru - Статья в газете «Экономика и жизнь» № 07, февраль 2009 г.

Техническому обслуживанию и ремонтам современный подход

Эффектиная работа автотранспортных предприятий (АТП) зависит не только от результатов перевозочной (транспортной) работы,но и от организации технической службы, обеспечивающей поддержание парка подвижного состава в работоспособном состоянии.

Простаивающий неисправный автомобиль не приносит денег, а лишь является источником расходов — амортизация, транспортный налог, аренда стоянки и пр. К тому же в последнее время участились случаи дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанные с тем, что на линию выпускается техника в крайне изношенном или даже аварийном состоянии. К тому же еще износ двигателя, других узлов и агрегатов приводит к повышенному расходу топлива, что также отрицательно влияет на эффективность эксплуатации автотранспорта.

Современные условия ведения бизнеса диктуют повышение требований к экономичности, безопасности движения, к охране окружающей среды, ресурсосбережению и интенсификации. Без детального учета и анализа многовариантности подхода при принятии решений уже не обойтись. Таким образом, одним из важных компонентов успешной работы автотранспортных предприятий и подразделений является техническая подготовка подвижного состава, а именно, предупреждение большей части отказов и неисправностей, и своевременное устранение различного рода неполадок в случае ремонта.

Основой организации обеспечения определенного уровня технического состояния подвижного состава является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов (ТОиР). Она включает в себя совокупность технических средств, нормативно-техническую документацию и исполнителей. Главным документом, регламентирующим технический осмотр (ТО) автомобилей для всех типов организаций, в нашей стране является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. На его основании рассчитывается производственная программа, которая в частности включает в себя количество ТО (ТО-1, ТО-2), капитальных ремонтов, трудоемкость их проведения и прочее.

Таким образом, на предприятиях автомобильного транспорта должен вестись производственно-технический учет,на основании которого осуществляется планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также оперативное управление. Планирование ТО-1 и ТО-2 в производственных условиях ведется по фактическому пробегу. Соблюдение принятых норм пробега в АТП является залогом правильной организации профилактического обслуживания подвижного состава, направленного на снижение интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения неисправностей и отказов путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Наиболее эффективно планирование технического обслуживания удается решать с помощью информационные технологий — специального программного обеспечения. Это кстати отмечено и в самом Положении. Действительно, на основании оперативной информации из путевых листов, хранящихся в базе данных, компьютер составит производственный план технического обслуживания автомобилей, рассчитает ежемесячные графики ТО-1,ТО-2 , подсчитает трудоемкость с учетом установленных нормативов и конкретных условий эксплуатации для каждой единицы подвижного состава.

Предварительно необходимо рассчитать нормы пробега до технического осмотра в соответствии с утвержденной методикой и в зависимости от условий эксплуатации, что представляет собой трудоемкие расчеты, особенно если автомобильный парк большой (см. Пример). Информационная система значительно облегчает этот процесс и повышает надежность расчетов. Первый и самый трудный шаг, как показывает опыт внедрения информационной системы, это внесение исходных технических данных по каждой единице подвижного состава в программу и постоянный полноценный учет транспортной работы на основании путевого листа.

Количество текущего ремонта планом не предусматривается, здесь учитываются поданные и выполненные заявки,время нахождения в ремонте и т.п. Программа автоматически подсчитает затраты на этот вид ремонта в человеко-часах. В результате получают производственный план и показатели по ТО и ремонту подвижного состава. Показателями по ТОиР являются:

  • общий пробег;
  • количество ТО-2, ТО-1, ежедневное обслуживание (ЕО);
  • пробеги до ТО;
  • трудоемкость текущего ремонта (ТР);
  • общая трудоемкость технических воздействий;
  • трудоемкость вспомогательных работ;
  • простой в техническом обслуживании и ремонте;
  • себестоимость ТО;
  • затраты на 1000 км и / или 1 км;
  • коэффициент технической готовности.

Располагая плановыми и фактическими данными по количеству выполненных ТО, периодичности, трудоемкости операций, пропускной способности постов, обеспеченности рабочей силой, по затратам сравнением количества заявок на ТР с предшествующим периодом, можно произвести анализ как по каждой единице подвижного состава, так и в целом по АТП.

Ведение лицевой карточки автомобиля в электронном виде позволяет анализировать периодичность и своевременность постановки автомобилей в ТО и оперативно планировать его по фактическому пробегу. Так как карточка отражает изменение технического состояния автомобиля за длительный период эксплуатации, то сведения, полученные из этого документа, используются в обобщении данных, характеризующих частоту ремонта агрегатов автомобилей одной модели, работающихв одинаковых условиях, что позволяет судить о пригодности этих автомобилей для эксплуатации в определенных условиях.

Сегодня возрастает доля иностранных автомобилей в парке отечественных АТП. Вышесказанное применимо и к ним, так как и на западе применяют планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта с различным количеством ступеней. Однако отдельные компании предусматривают проведение ТО автомобилей в зависимости от их пробега, по времени работы (машиночасы). Довольно ограниченное распространение, в частности в США, получила диагностическая концепция. Ее принцип заключается в том, что единственно планируемое воздействие на автомобиль — диагностика. По результатам ее проведения выявляются текущие неполадки, и делается прогноз работоспособности узлов, агрегатов и систем автомобиля.

Несмотря на различия в концепциях ТО критерием качества и эффективности системы технического обслуживания являются следующие единичные показатели или их комбинация:

  • удельные затраты ТО и ремонт на 1 км пробега;
  • наработка на случай нерегламентированного ремонта;
  • наработка на дорожный отказ (отказ на линии);
  • срок службы автомобиля;
  • затраты на техническое обслуживание и ремонт за срок службы автомобиля.

Переход на компьютерную систему учета и планирования ТО позволит проводить индивидуальные планирования технического обслуживания для конкретных автомобилей, а также корректировать применение автобусов с учетом их возраста и сложности маршрута. А также поможет добиваться устойчивого сокращения прямых затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Пример.  Выбор и корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

На автотранспортном предприятии,расположенном в умеренном климатическом районе, работает 140 автомобилей-самосвалов ЗИЛ -ММ З-555, имеющих пробег с начала эксплуатации от 160 до 200 тыс. км. Автомобили работают в пригородной зоне на дорогах с щебеночным покрытием на холмистой местности. Требуется определить нормы пробега до и после капитального ремонта, периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта.

Решение 

Все расчеты проводятся в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта:

Расчет трудоемкости ТО

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru