Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

Статья в журнале «Грузовое и пассажирское автохозяйство» № 03, 2011 г.

Тернистый путь fleet management в России.

Так сложилось, что автотранспортная отрасль в нашей стране является одной из самых консервативных. Отечественные легковые и грузовые автомобили безнадежно отстали где-то в прошлом веке. Владельцы автопарков справедливо сетуют на устаревшую конструкцию российских транспортных средств, приобретая продукцию европейских и американских концернов. Во время знаменательного автопробега премьер-министра России В.В. Путина по Дальнему Востоку водители-дальнобойщики демонстрировали грузовики известной заокеанской марки, отмечая высокий уровень комфорта и эксплуатационных характеристик. Однако, если рассматривать автотранспортный бизнес в целом, то приобретение современной техники является лишь одной из составляющих успеха. Грузовой автомобиль, пусть даже самый новый и технологически совершенный, является всего лишь горой железа, которая сама по себе деньги не зарабатывает. Транспортная компания, предоставляя клиентам услуги по перевозкам грузов, таким образом осуществляет свою коммерческую деятельность. От эффективных действий руководителя компании и менеджеров зависит насколько прибыльным или убыточным окажется предприятие. К сожалению, новые иностранные автотранспортные средства автоматически не привносят новые методы и технологии управления автохозяйством, не являются катализатором реорганизации неэффективных бизнес-процессов.

В отличие от автомобильной промышленности российская, а прежде и советская наука в области экономики и управления автотранспортным предприятием поступательно развивалась и развивается, разрабатывая и совершенствуя экономико-математические методы и модели организации и планирования деятельности автохозяйства. В предыдущие периоды значительный вклад в развитие отрасли внесли труды Л.А.Бронштейна, В.С. Михалевича, Г.В. Крамаренко, Е.С. Кузнецова и др. В настоящее время публикуется большое количество работ В.С.Лукинского, Л.Б.Миротина, Ю.М. Неруша, В.И. и Е.В.Бережных, В.М Курганова в области логистики. Таким образом, эксплуатация новой автотехники и внедрение современных технологий управления должны были придать новый импульс развития отечественным транспортным компаниям. Однако, как показал экономический кризис, этого не произошло. Спад в грузовых автомобильных перевозках оказался значительным, причем в большем количестве компаний он обозначил неэффективные подходы при осуществлении операционной деятельности и практически полное отсутствие какого-либо планирования.

В советское время в период расцвета плановой экономики внедрение эффективных методов управления и планирования в автопредприятиях натыкалось на полное отсутствие заинтересованности со стороны руководящего звена. Действительно, поскольку все предприятия были государственными, то зарплата сотрудникам АТП была гарантирована. Автомобили, топливо, запасные части и расходные материалы распределялись централизовано. Горючее стоило очень дешево, поэтому проблемы его экономии вообще не существовало. Кроме того, в СССР, как известно, развитие электронно-вычислительной техники шел с огромным отставанием, поэтому ЭВМ на предприятиях были крайне редким явлением. А поскольку при планировании необходимо было выполнять достаточно сложные математические расчеты на основе данных оперативной деятельности предприятия, то при отсутствии компьютеров это оказывалось практически невыполнимой задачей.

После начала становления в новой России рыночной экономики резко изменилась структура АТП. Огромные автопредприятия и автокомбинаты с парками в несколько сот единиц техники ушли в прошлое, и остались, пожалуй, только у крупных промышленных производств и аэропортов. Большое число частных транспортных компаний представляют собой фирмы с парками 10-50 автомобилей. Доля малых предприятий с количеством машин от 1 до 10 единиц также достаточно велика. Конечно, на первый взгляд говорить о необходимости использования экономико-математических методов анализа и планирования хозяйственной деятельности, а также применения специализированных информационных систем управления в этом случае, по-видимому, не приходится. Как показывает практика в большинстве своем такие компании довольствуются использованием Excel и бухгалтерскими программами. В тоже время идет непрерывный процесс естественного отбора предприятий. Некоторая часть прекращает свою деятельность и уходит с рынка. Другие же фирмы, наоборот, расширяют свой бизнес, приобретают новые автомобили, увеличивают количество клиентов. Из обзора литературных источников известно, что процесс принятия эффективных управленческих решений в автотранспортной отрасли является очень сложным и очень плохо поддающимся формализации. Не существует волшебного заклинания или секретной формулы, которая бы позволила руководителю сделать свою фирму лидером на рынке. В наших условиях управленческий персонал АТП в значительной степени привык опираться на собственный опыт и интуицию, нежели на экономические расчеты.

Обратимся к мировому опыту. В странах Западной Европы и в США у владельцев компаний-автоперевозчиков большим спросом пользуются fleet management системы. В России почему-то сложилось представление, что fleet management (управление флотом, парком) – это исключительно мониторинг за транспортными средствами. Есть еще также широко распространенная интерпретация этого понятия – внешнее управление автопарком. В действительности к fleet management относится весь спектр задач, связанных с эксплуатацией автотранспорта - расчет потребности в транспортных средствах и экономическое обоснование их приобретения, их дальнейшее техническое обслуживание, управление и контроль за расходом горючего и запасных частей, контроль за безопасностью дорожного движения с упором на соблюдение водителем режимов работы, анализ хозяйственной деятельности автопредприятия и разработка мер по повышению его эффективности, а также мониторинг транспортных средств. Казалось бы, все эти задачи входят ту сферу, которой занимается транспортная логистика. Вообще говоря отечественные эксперты в области логистики дают достаточно широкую трактовку понятия «логистика», к которому относятся и решение задач по маршрутизации, управление транспортировкой грузов, управления товарами на складах и пр.

Fleet management же направлен на решение прикладных практических задач управления автопарками. Эта концепция опирается на следующие составляющие:

Постановка бизнес-задач, удовлетворение потребностей бизнеса. Эти задачи формулируются менеджерами, руководителями, владельцами автопредприятий. Например, они могут быть такими:

  • "Как проконтролировать расход топлива?"
  • "Какова себестоимость перевозки?"
  • "Каково оптимальное количество автомобилей должно быть у фирмы?"
  • "Что выгоднее – вложиться в восстановление автомобиля после определенного срока эксплуатации или продать?"
  • Математический аппарат для решения бизнес-задач;
  • Информационные системы fleet management;
  • Обучение и тренинги управленческого персонала автопредпритий.

В нашей стране эти составляющие практически никак не связаны между собой. Автотранспортный бизнес как на уровне руководителей, так и на уровне простых менеджеров недостаточно активно, а в по большому счету вообще никак не стремится внедрять современные технологии управления в отличие от своих западных коллег. В развитых странах повышение эффективности хозяйственной деятельности является вопросом выживания. Например, рост цен на топливо привел к поиску решений, уменьшающих затраты на горючее. Слив бензина из топливных баков, махинации с топливными карточками и другие способы хищений также широко распространены среди водителей в США. По сообщениям из залов судов наибольшие объемы хищений наблюдаются среди муниципальных и государственных служащих. Другим важным фактором, оказывающим сильное влияние на расход горючего эксперты называют простой автомобиля с работающим двигателем. Анализ данных о работе грузового транспорта позволил сделать вывод о том, что значительная часть топлива впустую расходуется во время простоев в пробках, а также при погрузке и разгрузке автомобиля с включенным двигателем. В результате менеджеры при прокладке маршрута стали учитывать не только кратчайшее расстояние, но отсутствие пробок на пути. Кроме того, внедрение fleet management позволяет сократить управленческий персонал. В американских специализированных журналах об автотранспорте приводятся данные, когда парками из нескольких сот автомобилей управляют всего несколько человек. Значительный вклад в это вносят средства телематики. Телеметрические данные о пробеге, расходе топлива, скорости движения, а также информация о неисправностях передается в диспетчерский центр по каналам GPS/GSM.

Средства мониторинга постепенно внедряются и в отечественных предприятиях. Однако российское законодательство предписывает использовать для учета расхода ГСМ, износа автошин, а также при планировании ТО данные из путевых листов. Таким образом, информация из бортовых самописцев носит, скорее, вспомогательный характер, поскольку для целей учета первичными документами являются бумажные путевые листы. Вместе с тем в США ведутся дискуссии о том, чтобы информация из бортовых «черных ящиков» автомобиля носила юридический характер, т.е. могла использоваться как доказательство в случае ДТП. Некоторые производители транспортных средств, такие как SCANIA, CATERPILLAR, уже стали оснащать свои грузовые автомобили штатной встроенной fleet management системой. Интегрированный с различными бортовыми системами грузовика компьютер во время движения либо в он-лайн режиме передает сообщения на сервер в офис транспортной компании, либо записывает в память или на магнитную карту.

Несмотря на довольно значительное развитие информационных технологий в нашей стране специализированных систем управления автопредприятием очень мало и их можно пересчитать по пальцам одной руки. Кроме того, поскольку некоторые из них обязаны своим происхождением системам бухгалтерского учета, то их идеология ориентирована прежде всего на решение задач бухгалтерии. В этом нет ничего удивительного, т.к. наша действительность такова, что формирование отчетности для государства стоит на первом месте среди управленческих задач. Поэтому многие руководители АТП при принятии решения о внедрении информационной системы прежде всего ориентируются на мнение бухгалтера. Очевидно, что таком случае задачи управления автопарком, которые и призван решать fleet management, остаются на втором плане.

Тем не менее в последнее время и руководителя, и менеджерам автопредприятий приходит понимание, что без специальных знаний управлять компанией в таком сложном бизнесе как автотранспортный очень тяжело. Поэтому среди них наблюдается значительный интерес к логистике. Однако, работ, связанных именно с эксплуатацией автотранспорта и предназначенных именно для решения прикладных производственных задач все-таки не так много. Даже периодических изданий, которые бы освещали современные методы и подходы в управлении автопарками по сравнению с США у нас очень мало. Поэтому большая часть транспортников мало осведомлена об инновационных решениях fleet management. Вполне возможно, что также как приобретение новых технологически более совершенных автомобилей позволило получить конкурентные преимущества, так и внедрение fleet management систем придаст новый импульс отечественным транспортным компаниям.

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru