Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

Статья в журнале «Логистика» № 10, 2012 г.

Влияние информационных технологий на развитие малых АТП.

Данные статистики свидетельствуют, что мировой экономический кризис оказал заметное влияние на автотранспортную отрасль нашей страны (Рис.1, 2). Следует отметить, что подобный спад наблюдался и в других развитых странах, например в США, о чем говорится в ежегодном исследовании ATRI (American Transportation Research Institute) и Bureau of Labor Statistics USA. Однако, российский малый автотранспортный бизнес демонстрирует уверенный оптимизм, что характеризуется ростом числа малых АТП, а также увеличением объемов перевозок и грузооборота (Рис. 3, 4, 5). Эти факты говорят о том, что, несмотря на определенные бюрократические проблемы, все большее количество людей стремится приобрести экономическую и финансовую самостоятельность, став индивидуальными предпринимателями и владельцам небольших компаний в сфере оказания услуг по грузоперевозкам.

Перевезено грузов автомобильным транспортом, млн. т

Рис. 1.Перевезено грузов автомобильным транспортом, млн. т

Грузооборот автотранспорта, млрд. ткм

Рис. 2.Грузооборот автотранспорта, млрд. ткм

Число малых предприятий в сфере автотранспорта, тыс.

Рис. 3.Число малых предприятий в сфере автотранспорта, тыс.

Перевезено грузов индивидуальными предпринимателями, млн. т

Рис. 4.Перевезено грузов индивидуальными предпринимателями, млн. т

Грузооборот индивидуальных предпринимателей, млн. ткм

Рис. 5.Грузооборот индивидуальных предпринимателей, млн. ткм

В зависимости от предполагаемой деятельности объем стартового капитала на открытие start-up компании по грузовым перевозкам в настоящее время может достаточно широко варьироваться. При минимальном бюджете обычно приобретается подержанный отечественный автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны марки «Газель». Во многих случая такая покупка не требует привлечения заемных средств, а финансируется за счет личных сбережений. Транспортные средства большей грузоподъемности, в том числе и 20-тонные фуры, особенно импортного производства стоят значительно дороже, хотя предполагаемый доход с их деятельности существенно выше. Приобретение крупнотоннажных грузовиков и у нас, и в США часто производится на заемные средства в кредит или лизинг. При этом кредитование покупки коммерческих автомобилей в США банки осуществляют, гораздо более охотно, чем приобретение личных транспортных средств. Поэтому в Соединенных Штатах большое число водителей грузовиков, в том числе и женщин, стремятся открыть свое личное маленькое дело, купив собственный Kenworth или Peterbilt. Кроме того, в этой стране существует система грантов на открытие собственной транспортной компании. При этом от начинающего предпринимателя требуют детально разработанный бизнес-план, в котором будет представлен подробный анализ, каким образом новая компания собирается зарабатывать деньги.

В целом следует отметить благожелательное отношение в странах Западной Европы и Северной Америки к гражданам, желающим открыть собственное дело. Так в Канаде доля малого бизнеса в экономике составляет до 45% ВВП, а в США- до 50 %. Причем процент малых предприятий от общего числа фирм на значительном отрезке времени остаются достаточно высокими стабильным, а основными видами деятельности являются образование, здравоохранение, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность. В нашей стране основная часть малых предприятий занимается торговлей и сферой услуг, причем транспортные компании составляют около 5 % от всего числа предприятий. Причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в сфере автотранспортных услуг в России, по оценкам экспертов являются ухудшение доступности кредитования, в том числе увеличение кредитной ставки, значительная конкуренция на транспортном рынке со стороны перевозчиков, высокие цены на топливо и запасные части импортного производства. Кроме того, в проводимых исследованиях особо отмечен низкий уровень менеджмента в связи с практическим отсутствием каких- либо практических методических рекомендаций по управлению малыми АТП.

Отечественная теория управления автотранспортным предприятием и методы планирования в советское время разрабатывались для крупных и очень крупных организаций с учетом специфики плановой социалистической экономики. В современных условиях свободного рынка, в котором малым АТП приходиться осуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях неопределенности и риска, большая часть разработанных за прошлые периоды управленческих методик оказывается невостребованной или непригодной. Поэтому значительная часть индивидуальных предпринимателей и руководителей небольших транспортных компаний при принятии решений опираются на свою интуицию и опыт. Разработка стратегии развития предприятия и бизнес-плана с их точки зрения является пустой тратой времени или представляется трудноразрешимой задачей ввиду отсутствия необходимых знаний. Однако, очевидным является и то, что не имея какого-либо плана развития компания, поставленных целей трудно оценивать эффективность того или иного управленческого решения, намечать и осуществлять шаги для достижения какого-либо результата, управлять материальными, людскими, финансовыми ресурсами, а также быть готовым быстро адаптироваться к постоянно меняющимся внешним факторам в условиях высокой конкуренции. В связи с этим большое количество молодых ИП, оказывающих транспортные услуги, и малых АТП довольно быстро закрываются, проработав совсем небольшое время.

Из обзора литературных источников следует, что повышение конкурентоспособности транспортной компании, а также эффективности ее управления в целом предлагается проводить на основе комплексного подхода, объединяющего как классический советский метод планирования (разработка трансфинплана), так и западные управленческие технологии, включающие формирование стратегии развития автопредприятия с использованием SWOT-анализа, анализа стратегической позиции АТП на транспортном рынке, проведение активного маркетинга и пр. В тоже время серьезной проблемой является отсутствие в малых автотранспортных компаниях квалифицированных менеджеров, экономистов, маркетологов, что крайне негативно сказывается на планировании деятельности АТП. Однако в целом, доля малых предприятий, имеющих стратегические планы развития, составляет от 60% до 70% и даже больше. При этом следует отметить, что большинство руководителей автопредприятий сильно недооценивают роль инноваций и информационных технологий в жизненном цикле своих компаний. Между тем информационные технологии позволяют получить четкое понимание своего места на рынке, определить внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие бизнеса, а также степень их влияния и многое другое. Анализ только финансового учета, который может предложить бухгалтерия не дает полной картины хозяйственной деятельности АТП, что хорошо знают управленцы из ведущих экономически развитых государств. В тоже время даже в малой автотранспортной компании документооборот может быть настолько большим, а информации так много, что ее анализ, выявление тенденций и закономерностей становится трудновыполнимой задачей с помощью такого наиболее широкого распространенного офисного приложения как Excel, хотя очень часто его возможности используются далеко не в полной мере. Поэтому ведущие эксперты в области менеджмента советуют для устойчивого развития предприятия сразу организовывать бизнес на основе информационных технологий, чтобы IT являлось бы основой функционирования бизнес-процессов в соответствии с выбранной стратегией.

Мировой опыт свидетельствует, что малые предприятия вынуждены применять инновации, чтобы обеспечивать гибкость своей работы, конкурентоспособность, умение адаптироваться к быстроменяющейся окружающей среде, а также ведение хозяйственной деятельности в условиях ограниченности материальных, финансовых и людских ресурсов. Например, небольшая транспортная фирма не может платить своим менеджерам более высокую заработную плату, чем в крупной логистической компании. Соответственно, руководитель малого АТП вынужден нанимать на работу менее квалифицированный персонал, что часто приводит к серьезным проблемам в делопроизводстве. Применение информационной системы учета путевой документации, оборота запасных частей и расходных материалов позволяет свести роль менеджера до уровня простого оператора АРМ (автоматизированного рабочего места), который только осуществляет ввод данных в компьютерную программу.

Другой важной задачей, которую позволят решать информационная система, является снабжение запасными частями. Известно, что оригинальные запчасти стоят довольно дорого, поэтому многие небольшие транспортные компании стараются приобретать недорогие детали и агрегаты независимых производителей, в том числе из Турции и Китая. В настоящее время по оценкам экспертов турецкие запчасти по своему качеству вплотную приблизились к европейским аналогам, а китайский автопром по массовости производства и активной экспансии стремится превзойти всех своих мировых конкурентов. Однако, выгоду от приобретения запчасти того или иного производителя можно понять только после определенного периода эксплуатации, анализируя ходимость детали, узла или агрегата. Ресурс детали до отказа определяется исходя и пробега автомобиля. Таким образом, прогнозирование потребности в запасных частях, а также минимизация затрат на их приобретение возможны только лишь на основании единой информационной базы, в которой бы существовала взаимосвязь между пробегом транспортного средства и моментом возникновения отказа той или иной детали или агрегата.

Очевидно, что целью хозяйственной деятельности любого автопредприятия является получение прибыли от выполнения транспортных услуг. Поэтому само существование компании возможно лишь при наличии постоянного потока клиентов. Таким образом, большое значение приобретает роль маркетинга, а также выстраивание системы взаимоотношений с клиентами. Каждый автоперевозчик стремится найти постоянных клиентов, чтобы быть уверенным в наличии заказов на длительную перспективу. Проблемой является то обстоятельство, что в настоящее время на транспортном рынке работают большое количество компаний и индивидуальных предпринимателей, и число их (Рис. 3) постоянно растет. Таким образом, у потенциального клиента есть достаточно широкий выбор, что дает ему возможность требовать более выгодных условий перевозки, например, снижения тарифа, или дополнительных услуг (услуги грузчиков, кран-манипулятор и пр.) Кроме того, важным фактором становится качество оказания транспортной услуги, например, своевременная подача транспортного средства и доставка груза по назначению, наличие автомобиля для замены в случае неисправности, возможность работы по ночам, которое предусматривает малошумность автомобиля и т.д.

Значительная часть вопросов по повышению конкурентоспособности малого автотранспортного предприятия также решается с помощью информационных технологий. Например, система навигации и мониторинга позволяет оптимальным образом планировать маршруты, что является предпосылкой для своевременной доставки грузов и снижения затрат на топливо. Анализ данных из путевых и ремонтных листов, заказ-нарядов на ремонты позволяет планировать себестоимость перевозок, а также другие технико-эксплуатационные показатели, выявлять факторы, негативно сказывающиеся на перевозочном процессе. Анализ информационной базы заявок на перевозки позволит произвести сегментацию заказчиков с целью оценки наиболее прибыльных видов перевозок, маршрутов и пр., что позволит оптимальным образом сформировать тип и количество транспортных средств автопарка.

Анализ отечественных литературных источников говорит о том, что хозяйственная деятельность малых российских АТП происходит в условиях неопределенности, ненадежности и риска. В тоже время мировая практика показывает, что для обеспечения предсказуемого и устойчивого роста в долгосрочной перспективе малые предприятия как развитых, так и развивающихся стран стремятся формировать долгосрочную стратегию фирмы, важная роль в которой отводится информационной системе. Применительно к транспортной отрасли главной задачей информационной системы управления АТП должно являться обеспечение конкурентоспособности компании, снижение издержек, повышение эффективности и прозрачности бизнес-процессов, а не только учет и хранение данных.

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru