Бюро спецпроектов «Борника»

Все статьи о нашей деятельности, а так же установить с нами обратную связь, высказать свое мнение по различным вопросам Вы можете на странице «специалисту».

Статья в журнале «Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте» № 04, 2012 г.

Информационные технологии для учета рабочего времени водителей.

Как правило, крупные добывающие, промышленные, строительные предприятия, а также аэропорты обладают значительными парками автомобилей и спецтехники. Среди задач оперативного учета ГСМ, запасных частей, автошин важное место занимает формирование табелей работы водителей и механиков. Развитие информационных технологий в нашей стране происходит пока еще достаточно медленно и неравномерно, в связи с чем в настоящее время для автоматизации управления автотранспортом различные компании используют как обычный Excel или бухгалтерские программы, так и корпоративные ERP-всистемы или специализированные fleet management системы. Программный продукт «Автобаза» компании «Борника» является fleet management системой, охватывающей все задачи по эксплуатации автотранспортных средств, включая учет рабочего времени водителей и механиков.

В нашей стране согласно Уставу автомобильного транспорта без путевого листа соответственного образца запрещается осуществление перевозок грузов и пассажиров при оказании транспортных услуг. Путевой лист является основанием для списания ГСМ, расчета заработанных доходов при выполнении перевозок, а также для учета отработанного водителем времени. В системе «Автобаза» в документе «Путевой лист» (Рис.1), являющегося электронной формой бумажного бланка путевого листа, предусмотрены группы полей «Дата, время выезда/возврата» по графику и «Дата, время выезда/возврата» фактические. При выпуске транспортного средства на линию диспетчер указывает плановые дату и время выезд/возврата, при закрытии путевого листа вводятся фактические данные о работе водителя и автомобиля. Эта информация, а также признак режима работы («Ежедневный», «Сменный», «Часовой», «Командировка») позволяет сформировать различные варианты табелей учета рабочего времени водителей.

В соответствии с Приказом № 152 Минтранса РФ от 18.09.2008 путевой лист может оформляться на срок до одного месяца. На практике при ежедневном режиме работы в большинстве случаев путевки выписываются на 1-2 дня, поэтому при формировании табеля для работы в ПО «Автобаза» вычисляется разница часов между временем выезда и возврата автомобиля и при необходимости учитывается переход через сутки. При осуществлении междугородных перевозок путевые листы выписываются на несколько дней на весь срок командировки. В соответствии с Приказом № 15 Минтранса РФ от 20.08.04 нормальная продолжительность смены водителя не может превышать 8 часов. Но для междугородных рейсов продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов. Таким образом, при формировании табеля с учетом дней в командировке информационная система автоматически указывает определяемое законом время работы водителя. При этом, в ряде случаев на предприятиях из-за производственной необходимости время в наряде указывается диспетчером вручную, а не вычисляется как разница часов между временем выезда и временем возврата. В системе «Автобаза» в окне электронного путевого листа для этого предусмотрено специальное поле «Человекочасы», по данным из которого также возможно сформировать табель рабочего времени водителей.

Наиболее трудоемким и сложным для учета является организация работы водителей в сменном режиме. На крупных промышленных и горнодобывающих предприятиях может встречаться несколько десятков вариантов смен. Основной проблемой при формировании табеля в этом случае является правильный расчет времени работы в дневную, вечернюю и ночную смены, т.к. это напрямую влияет на размер заработной платы работника. В частности доплата за вечернюю смену должна быть не менее 20% от тарифной ставки, а за ночную – не менее 40%. Известно, что ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра, а к ночной смене относится та, в которой не менее 50% приходится на ночное время. Смена, непосредственно предшествующая ночной, считается вечерней. Поскольку законодательство не дает четкого определения временного интервала вечерней смены, то, например, коллективным договором или внутренним положением по предприятию вводится определение, что вечерней сменой считать ту, на которую приходятся часы работы с 18 до 22 и не менее одного часа с 22 до 6 часов. При этом дополнительным условием, которое усложняет формирование табелей при многосменном режиме является то, что в течение смены из-за особенностей технологических процессов некоторых предприятий могут возникать временные разрывы, которые не засчитываются как рабочее время. Кроме того, нередко водитель самостоятельно выполняет мелкий ремонт транспортного средства, в течение которого автомобиль находится в вынуждено простое, но не ставится в ремонтную зону. Например, это может быть замена лампочки поворотника и пр. За эту работу водителю отдельно могут идти дополнительные начисления по ставке механика. Для учета этих часов мелкого ремонта, после которых транспортное средство продолжило работу, в электронном документе путевого листа ИС «Автобаза» предусмотрены поля «Начало ремонта» и «Конец ремонта». В этом случае при формировании табеля учета рабочего времени часы ремонта должны выделяться отдельно.

Таким образом ,в ИС «Автобаза» реализованы алгоритмы, позволяющие учитывать по данным из путевого листа часы работы в дневное, вечернее, и ночное. Для примера рассмотрим несколько вариантов расчета отработанных часов при формировании табеля. В примерах используются следующие условные обозначения Я – часы работы в день, ВЧ – часы работы в вечернее время, Н – часы работы в ночное время.

1. Условия: 0.00<= Аф <=6.00, 6.00<Вф<=18.00, где То - время обеда, Тр – время ремонта, Аф – время начала смены по факту, Вф – время окончания смены по факту

Если (6.00 - Аф) / (Вф - Аф -То ) >= 0,5 то присваиваем признак – Н (вся смена с ночными часами) и Н = (Вф -Аф) .

Если (6.00-Аф) / (Вф - Аф - То) < 0,5 то присваиваем признаки – Я и Н, (смена с ночными и дневными часами) и Н = (6.00 - Аф) и Я= (Вф -6.00-То)

Смена 1

2. Условия: 6.00<= Аф <18.00, 22.00<Вф<23.00, где То- время обеда, Тр – время ремонта

Присваиваем признак – Я (вся смена с дневными часами), и Я = (Вф - Аф -То)

Смена 2

3. Смена с разрывом, где Ap – начало разрыва, Bp – конец разрыва. Условия: 0.00<= Аф <6.00, 6.00<=Ap<18.00, 6.00<=Bp<18.00,6.00<Вф<=18.00, Аф

Если (6-00 – Аф) / ((Вф – Аф) – (Вр – Ар)) >=0,5 то присваиваем признак Н - (вся смена с ночными часами) и Н = (Вф – Аф) – (Вр – Ар).

Если (6-00 – Аф) / ((Вф – Аф) – (Вр – Ар)) < 0,5 то присваиваем признаки Н и Я - (смена с дневными и ночными часами) где Н = (6.00 – Аф), а Я = (Вф – 6.00) - (Вр – Ар)

Смена 3

4. Смена с разрывом, где Ap – начало разрыва, Bp – конец разрыва. Условия: 0.00<=Аф<6.00, 6.00

Если (6.00 – Аф) / ((Вф – Аф) – (Вр – Ар)) < 0,5 и 4/(Вф – Вр) >= 0,5 то присваиваем признаки Н , Я и ВЧ- (смена с дневными, ночными и вечерними часами) где Н = (6.00 – Аф); Я = (Ар – 6.00) и ВЧ = (Вф – Вр).

Смена 4

Для учета рабочего времени механиков в ИС «Автобаза» предусмотрен электронный документ «Ремонтный лист». Ремонтные листы создаются в случае при постановке транспортного средства в ремонтную зону. В них указывается государственный номер автомобиля, сотрудник, выполнявший ремонт, начало и конец ремонта, количество часов в ремонте. На основании ремонтных листов можно сформировать табель рабочего времени механиков. В программе также существует возможность вести журнал отпусков, больничных и праздничных дней. Эти данные также используются при учете рабочего времени работников автохозяйства.

Следует отметить, что на крупных предприятиях нередко практикуется формирование так называемых плановых табелей. При многосменном режиме работы диспетчеру при выпуске автомобилей на линию необходимо иметь четкое представление, кто из водителей должен выйти на работу. Для этой цели как раз и служат плановые табели (графики) работы, на основании которые выписываются разнарядки или непосредственно путевые листы. В случае необходимости, например при болезни водителя, диспетчер может заменить его другим сотрудником. В ИС «Автобаза» плановые табели работы формируются на основании шаблонов смен, которые можно ввести в специальный справочник. Шаблоны настраиваются для различных вариантов смен. При необходимости для ускорения выпуска автомобилей на линию путевые листы можно выписывать в пакетном режиме на основании плановых табелей работы.

Данные об отработанных водителем часах из путевых листов необходимы для начисления заработной платы. При этом возможно применение различных почасовых тарифов при работе на разных типах транспортных средств. Вообще говоря, на практике наблюдается довольно большое разнообразие вариантов начисления заработной платы. В наиболее простых случаях применяется почасовой расчет зарплаты или в зависимости от оклада. Кроме того, встречаются и другие алгоритмы, например, в зависимости от пробега, от тоннокилометров, от количества рейсов и тоннажа, по часам и километрам и пр. В ИС «Автобаза» затраты на заработную плату используются при расчете себестоимости транспортных услуг и оценке рентабельности автохозяйства в целом.

Перейти в раздел «специалисту».

Почтовый адрес: 119313, Москва, а/я 134.
Тел: (495) 764 31 44
E-mailinfo@bornica.ru

Создание сайта —
www.serokuz.ru

Создание сайта — www.serokuz.ru